ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАНТА, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ООГО «РОССИЙСКИЙ ФОНД КУЛЬТУРЫ» В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА
АНОНС НАУЧНОГО ЖУРНАЛА
«ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА» № 3/4 2023 г.

Журнал включен в «Перечень рецензируемых научных изданий,
в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соис-кание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук»

В журнале публикуются статьи профессорско-преподавательского состава и аспиран-тов факультета искусств и других подразделений МГУ имени М.В. Ломоносова, а также рос-сийских и зарубежных ученых, активно работающих в области теории и истории искусства – музыкального, театрального, хореографического.

В рубрике Теория и история культуры и искусства публикуются статьи:
- профессора факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова В.Б. Кошаева «Каноническая конвенция в типологии искусства «Метаморфема» и ее модальности: «Антропоморфема» и «Субъект-Канон». Статья касается вопроса типологии искусства и характеризует обстоятельства канонических конвенций Средневековья в виде метаморфемы, Нового времени – антропоморфемы, ряда феноменов ХХ века – субъект канона.
- доцента факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова А.Г. Богомолова «Философские дискуссии об искусстве и эстетике в Московском университете в первой половине XIX века». Статья представляет собой обзор наиболее значимых эстетических концепций и теоретических исследований в области наук об искусстве, разрабатываемых в течение первой половины XIX столетия выпускниками и профессорами Императорского Московского университета.
- профессора Университета мировых цивилизаций А.В. Трещалиной «Предания и ис-торические сведения о богатырях Севера». В статье изложен анализ некоторых аспектов дея-тельности героев «Калевалы», богатыря Вяйнямейнена и «сына поляны» Сампсы Пеллер-войнена с позиции оценки правдоподобия изложенных событий в этом эпосе.

В рубрике «Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура» публикуются статьи:
- профессора факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова И. А. Стекловой и аспиранта факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова Ан До «Концепция синтеза архитектурных традиций Китая и западного модернизма в художественной программе Йо Мин Пея». Предметом настоящей статьи является художественная программа американского архитектора китайского происхождения Йо Мин Пея.
- доцента факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.И. Бундина «Творче-ские индустрии и народные художественные промыслы: поиск взаимности». В статье рас-сматриваются вопросы совершенствования правового регулирования и обновления понятий-ного аппарата сферы народных художественных промыслов в контексте развития в России творческих индустрий и реализации государственной политики по сохранению нематериаль-ного культурного наследия.
- старшего преподавателя факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова В.В. Оньши «Жест в изобразительном искусстве». Статья посвящена системе жестов – важной составляющей изобразительного искусства, способствующей созданию художественного об-раза. По мере развития живописи и рисунка совокупность жестов сложилась в знаковую си-стему – функциональную и трансформирующуюся. Изображение жеста с древности служило художникам эффективным композиционным инструментом.
- старшего преподавателя факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Ю. Бо-гомоловой «Образ Марии Магдалины в средневековом театре и его отражение в алтарном искусстве Северного ренессанса». В статье устанавливается взаимосвязь и взаимовлияние инсценировки религиозной драмы и композиционной организации алтарного изображения на примере персонажа Марии Магдалины.
- аспиранта факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова Н.А. Марченко «Изоб-ражение Благовещения в творчестве Тициана. Вопросы иконографии и стиля». Основной предмет рассмотрения в статье – трактовка сюжета Благовещение в творчестве Тициана. Рас-сматривается его эволюция на протяжении длительного времени, занимающего примерно половину столетия.

В рубрике «Музыкальное искусство» публикуются статьи:
- доцента факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова Л.Н. Борисовой «О симфонизме С. В Рахманинова в сочинениях рубежа XIX – XX веков». В статье рассматри-ваются произведения С. В. Рахманинова крупных жанров, созданные в конце ХIX – начале ХХ веков. Для анализа выбраны сочинения, объединенные актуальной для обозначенного времени идеей Возмездия.
- аспиранта факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова Чжао Таотао «Отра-жение региональных фольклорных традиций в Китайских скрипичных произведениях ХХ века». В статье рассматриваются особенности подхода китайских композиторов XX в., со-здавших произведения для скрипки, в которых отразились общие тенденции развития музы-кальной культуры Китая этого периода.

В рубрике «Театральное искусство» публикуются статьи:
- доцента Института современного искусства Л.С. Бакши «К вопросу методологии анализа современных музыкально-сценических жанров». Статья посвящена проблеме мето-дологии анализа новых музыкально-сценических форм рубежа ХХ-ХХI веков. В этот период рождаются такие виды театра, как иммерсивный, партисипативный, бродилка, театр вообра-жения, театр без актера, театр Звука, sound drama, театр меняющихся иерархий и целый ряд других.
- аспиранта Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой А.А. Ткачевой «Мариус Петипа как создатель сценической мифологемы XVIII века (часть первая)». В статье рас-сматривается редко становящийся предметом научного исследования характер обращения балетмейстера к тематике XVIII столетия.
- аспиранта факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова Е.С. Приезжевой «Русская литература в творчестве европейских хореографов на примере балета К. Макмиллана «Зимние грезы». Статья рассматривает одноактный балет К. Макмиллана «Зимние грезы», поставленный в 1991 году в Великобритании по мотивам пьесы А.П. Чехова «Три сестры», в контексте проблемы воплощения литературного произведения на балетной сцене.
- аспиранта факультета искусств Московского государственного университет им. М. В. Ломоносова На Жи су «Монгольский народный танец. Долгий путь и сохранение тра-диций (Китай, Внутренняя Монголия)». Китайская культура является единственной в мире культурной цивилизацией, жизнь которой не прерывалась тысячелетия.

В рубрике «Проблемы словесных искусств» публикуется статья профессора Россий-ского государственного гуманитарного университета А.В. Марков «Одиссеас Элитис как ин-терпретатор модернистского искусства». В статье рассматривается эссе крупнейшего грече-ского поэта ХХ века Одиссеаса Элитиса «Делитель К в современной живописи».

В рубрике «Varia» публикуется «Рецензия на энциклопедию «Удмуртская Республи-ка: декоративно-прикладное искусство и художественные ремёсла» профессора факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова В.Б. Кошаева. Энциклопедия является фактически первым опытом общественного предъявления народного искусства как актуальной творче-ской среды в отдельно взятом регионе современной России – в Удмуртской Республике.