К 75-летию Победы в издательстве «БОС» вышла книга «Смерть Гитлера. ФСБ открывает секретные архивы». Ранее книга вышла в 37 странах. Ее авторы журналисты Жан-Кристоф Бризар и Лана Паршина вознамерились доказать всему миру сам факт смерти главного нациста в осажденном Берлине 30 апреля 1945 года, чтобы прекратить все слухи и домыслы конспирологической теории о бегстве Гитлера в Латинскую Америку и долгой его секретной жизни. Странно, что о смерти Гитлера написано уже много книг, но этот, казалось, очевидный факт до сих пор официально не признан в мире. Почему? И почему доказательства смерти Гитлера долгие годы оставались засекреченными в советских, а затем и российских госархивах? Об этом в глубинном интервью с авторами, которое провели в издательстве накануне выхода книги.

Интервью. Лана Паршина: «Я искренне недоумеваю, почему официальная Россия молчит о том, что хранится в архивах и таким образом потакает спекуляции на тему Второй мировой войны»
- Гитлер — всем известный диктатор, сама память о котором проклята. Почему сейчас так важно знать, как и когда к нему пришла смерть?

Л.П.: Мы, как авторы книги, тоже задавались вопросом зачем все это затевать? Ведь даже если выжил после войны, то сейчас-то уже точно умер этот Гитлер. Зачем ворошить прошлое? А уж когда мы стали сталкиваться со сложностями доступа в архивы, вопрос действительно встал ребром. Оно нам надо, вот так два года работать над вопросом, на который мы, возможно не найдем ответ? Но у меня перед глазами стояло единственное сохранившееся фото своего прадедушки Алексея Паршина перед уходом на фронт, глаза его жены, которая осталась вдовой в 32 года с двумя детьми, и страшные рассказы маминой мамы о том, как они умирали от голода будучи детьми войны. Я подумала, а вдруг слухи верны? И он, Гитлер, как уверяли разные источники, все же сбежал? Неужели человек, ответственный за 50 миллионов жизней, мог уйти от наказания и жить припеваючи вместе с такими же чудовищами, как и он сам? Я понимала, что не могу оставить этот вопрос открытым

Ж-К.Б: Мы хотели провести это расследование, чтобы положить конец теории заговора Гитлера, который, якобы, выжил и сбежал в Латинскую Америку. И кроме того, нам очень хотелось узнать, какими были последние жалкие часы этого человека и его диктаторского режима. Это важно знать, сегодня.

- За фактами смерти Гитлера 30 апреля 1945 года, вы отправились в российские госархивы. Насколько Россия оказалась открытой для диалога с вами на эту тему?

Л.П.: Думаю, что Россия открыта для диалога, но с опаской относится к исследователям-иностранцам, потому что бывшие союзники по Второй мировой войне используют историю в своих политических целях.

- Даже сейчас, спустя 75 лет?

Л.П.: Тема победы над фашизмом никогда не уходила в прошлое, и она актуальна не только в России. Тот же президент Америки Дональд Трамп 8 мая сего года завил о том, что Америка и Британия победили Гитлера. О роли СССР в свержении нацизма даже не поминают. А про то, что Советские войска первыми вошли в Берлин многие иностранцы просто не знают. Некоторые обыватели искренне считают, что СССР состоял в коалиции с Гитлером.

Ж-К.Б: И тем не менее, в нашем расследовании диалог с Россией состоялся. Быть может, не совсем полный и открытый, как хотелось. Но главное, я уяснил, в общении с российской администрацией – это быть терпеливым.

- Вам дали понять, что эта тема малоинтересная?

Ж-К.Б: Напротив, российские власти были убеждены, что в их интересах было также доказать миру, что останки Гитлера, которыми они обладают, действительно принадлежат Гитлеру. Ради этого они позволили нам провести расследование… Ну, и благодаря нашему упорству, конечно тоже.

- Упорству в просьбах предоставить доступ к материалам?
- В том числе и это. Российские чиновники, они же и хранители государственных тайн, должны были чувствовать и понимать наше твердое желание докопаться до истины, иначе не было бы доверия.

- Российский интерес к этой теме очевиден. А как вы думаете, насколько он присутствует у американцев и европейцев?

Ж-К.Б: Спустя 75 лет после окончания войны многие еще спорят, кто именно — Соединенные Штаты или Россия — выиграли Вторую мировую войну? Правда, в Европе таких спорщиков меньше, но это не означает, что европейцы более чем американцы представляют, чего стоило тогда еще «советской России» побеждать фашизм и как работала властная система в СССР, какова была внешняя и внутренняя политика государства. Многое еще не потеряло гриф секретности. Так что, да, интерес к российским архивам остается огромным, хотя и отношение к информации из архивов, конечно, разное.

- И эта разница, наверное, как-то связана с нынешним отношением к современной России в Европе и Америке?

Ж-К.Б: Да, нынешние политические обострения накладывают свой отпечаток на понимание и признание прошлого.

- Интересно, а это -- международный имидж России -- тоже как-то может влиять на читательское отношение к книге? Ведь, по сути, это книга иностранцев о российской действительности -- о прошлом и настоящем. Кому книга более интересна?

Л.П.: Я думаю, интерес иностранцев к книге более искренний и неподдельный, чем он может оказаться в России. Ведь многие россияне уверены, что они уже все знают про войну и Гитлера, и могут сомневаться, что узнают из нашей книги для себя что-то новое. А европейцы и американцы живут в плену всяких мифов и для многих из них война, которую развязал Гитлер, -- неизвестная война, и смерть его в дни крушения рейха, тоже неочевидная. Поэтому подробности обстоятельств смерти главного нациста и тайна, которую «долгие годы хранили русские», для них настоящий бестселлер.

- Что же уникального в книге может быть для россиян?

Л.П.: Интересными могут быть и исторические факты, изложенные доступным и понятным языком… У читателя даже может возникнуть ощущение, что он сам ведет расследование, вспоминает и связывает разные факты и события. Также для очень многих будет интересен рассказ о наших мытарствах, с юмором и самоиронией… Многие россияне смогут попасть в госархивы? То-то!)) Ну, а для читателей-иностранцев, понятно, это особо интересная тема.

- К слову, об иностранных читателях. Книга, с информацией из российских архивов вышла в России, мягко говоря, не в самую первую очередь. Почему? В какой стране книга была опубликована первой?

Ж-К.Б: Первым зарубежным издателем была Бразилия. Ведь многие думают, что Гитлер умер там. Затем последовали многие страны Европы. Потом Соединенные Штаты. Эта история универсальна, поэтому она так интересна. Даже Япония и Китай купили права на книгу. Россия стала 38 страной, издавшей эту книгу.

Л.П.: Мы были приятно удивлены, что в каждой стране люди читают нашу книгу без обязаловки в виде школьной программы. В Америке предпочитают слушать аудиокниги, и там нашу книгу на английском языке озвучивал легендарный голос Питера Барнса. А в России нашей книге «перебежала» дорогу другая, с очень похожим названием. Обидно, что издателем выступило СМИ, которому я давала интервью, рассказала в подробностях о нашем расследовании и нашей книге. И вот, представьте, мое изумление, когда это же СМИ к всероссийскому празднованию 75-летия Победы вдруг спешно издает книгу с аналогичным названием и содержанием в виде альбомных фотографий и доступных архивных документов, посвященных смерти Гитлера.

- То есть, вместо информационной поддержки вашего издания, они ваш книжный замысел «поддержали» собственным изданием. Что за СМИ?

Л.П.: Ну, поскольку интервью со мной опубликовано было, формально нас поддержали. И за это спасибо. А дальше -- идея богатая, почему бы на ней не заработать самим, на собственном издании? Но не будем рекламировать конкурента. Впрочем, конкуренция тут достаточно условна. Наша книга – это документальное расследование и реальная работа в архивах, международный проект и эксклюзивные информационные материалы. Книга недорогая. А их книга - подарочный фотоальбом по очень дорогой цене, компиляция уже опубликованного. Быть может, в этой ситуации мне только стоит всем, кто увидит или услышит рекламу по ТВ с названием «Смерть Гитлера», порекомендовать поискать в Интернете и книжных магазинах нашу книгу «Смерть Гитлера. ФСБ открывает секретные архивы».

- Да, название интригующее! Смерть Гитлера -- в архивах ФСБ… Смерть на конце иглы, игла в яйце, яйцо в ларце… Сказочная история поисков правды. В отличие от предприимчивого СМИ, вам приходилось не просто собирать и верстать материал, а добывать его в розысках. Сложно было?

Л.П.: Да уж, нелегкая это работа…)))

- Простите, ведь для наших гос-спецслужб вы еще и иностранцы! Чувствовали недоверие? Или, наоборот, на вас, иностранных авторов-исследователей, как-то давила атмосфера общего недоверия к российской власти в большой политике? Не ловили себя на предвзятости собственных выводов и суждений?

Ж-К.Б: Мы старались опираться только на проверенные и проверенные исторические факты. Факты, факты и только факты. Но, мы знали, что существует и риск манипуляций со стороны российских властей, это верно. Вот почему мы были осторожны. Поэтому мы настояли на работе с французским судебно-медицинским экспертом и отказались от какого-либо контроля и корректуры российских чиновников. Надо сказать, что они были лояльными и очень понимающими.

Л.П.: Я искренне недоумеваю, почему официальная Россия молчит о том, что хранится в архивах. Почему не делится с мировым сообществом и, таким образом, потакает спекуляции на тему Второй мировой войны. Как можно было молчать о смерти Гитлера, имея такие неопровержимые доказательства смерти Гитлера как зубы диктатора и фото с места происшествия в бункере! Голливудским сказкам из комиксов «Марвел», где Капитан Америка одной левой расправляется с Гитлеровской Гидрой стоило противопоставить реальную историю народов бывшего СССР, в документах.

- Да, и сказки о послевоенной жизни Гитлера довольно популярны в мире. Кому выгодно поддерживать эти легенды сегодня? Зачем?

Л.П.: Мотив распространять слухи о том, что Гитлер сбежал был прежде всего у недобитых нацистов, которые сбежали в Аргентину, в Чили или заключили сделку с американцами и переехали в США. Ведь у таких преступлений нет срока давности, и после войны, такие спецслужбы как КГБ СССР, Моссад и некоторые еврейские охотники за нацистами, например Симон Визенталь, продолжали их поиски. Нацистам было выгодно распространять слухи о том, что Гитлера или Мюллера видели в Аргентине, чтобы отвлечь поиски от себя… Таким образом мелким рыбешкам можно было спокойно жить под прикрытием, а там, глядишь, и свидетели их преступлений умрут, или их земной путь достигнет конца.

- Среди тех, кто поддерживал слух о бегстве Гитлера был и Сталин. Как это понимать? Получается, что официально слух о смерти Гитлера, с которым вы боритесь, был рожден в СССР. И за опровержением его вы обратились в архивы сталинских спецслужб. …

Л.П.: Сталин был настоящим политиком и стратегом. Он мог предвидеть будущее и сделал выводы во время Потсдамской Конференции, что новый передел мира не устроит «союзников». Сталина понимал неизбежность Холодной войны, поэтому решил придержать информацию до лучших времен. Время показало, что он был прав.

- И все же, зачем ему понадобилась эта мистификация? Какую роль он отводил смерти побежденного в игре с другими политиками?

Ж-К.Б: У меня есть только гипотезы, потому что, насколько мне известно, нет письменных свидетельств объясняющих поведение Сталина, чтобы оправдать его решение. Возможно, Сталин сделал это, чтобы помучить западные спецслужбы в поисках Гитлера. Возможно, Сталин настороженно относился к своим собственным спецслужбам и некоторое время сомневался в подлинности обнаруженного трупа. И последняя возможность: паранойя Сталина и его культ секретности.

В любом случае, вся эта конспирология с побегом Гитлера, так надолго овладевшая умами, будет продолжать жить пока не состоится процедура официального признания самоубийства Гитлера 30 апреля 1945 года.

- Почему же этого не произошло до сих пор?

Ж-К.Б: Потому что официально тело Гитлера так и не было найдено. В 1945 году расследование «Смерша» фактов смерти было засекречено. Вскрытие его трупа было проведено втайне 8 мая 1945 года. До 1970-х годов Советский Союз отрицал этот факт. Железный занавес и последующие противостояние держав также не способствовало официальному признанию факта вскрытия трупов Гитлера и Евы Браун. Отсюда важность сегодняшнего дня, чтобы начать все сначала и положить конец этим сомнениям.

- Но я слышал в Германии, тем не менее, как-то решались дела о наследовании имущества Гитлера…

Л.П.: Да, в 1956 году его сестра получила наследство, а именно его домик в Берхтесгадене. И тогда Гитлера признали мертвым де-юре, но не де-факто. Надо признать, что тогда проклятое наследство не принесло ей счастья. Она не успела въехать в дом и пожить там по-королевски. После вынесенного положительного решения суда, она умерла. Удивительно, но также пустует и 10-комнатная квартира Гитлера в Мюнхене. Юридические заковырки Германии, которая много лет выплачивала репарации, но не экспроприировала имущество фюрера, меня поражают.

- Но сейчас-то, после публикации книги и исследования останков, уже ничто не мешает признать самоубийство Гитлера де-факто?

Л.П.: Да. Филипп Шарлье, как сертифицированный судмедэксперт Евросоюза теперь может решить вопрос с реальным свидетельством о смерти де-факто, подтверждающем смерть Гитлера в 1945 году. Но нужно ли это Германии? -- Вопрос остается открытым.

Насколько осведомлены французские дети о Гитлере и нацизме? Первая мировая война прошла в памяти поколений? 9 мая — самый важный праздник в России. А во франции?

Л.П.: Тут, наверное, лучше задать вопрос Жан-Кристофу. Я знаю, что изучают американские дети и там Вторая Мировая Война ассоциируется прежде всего с нападением на Перл Харбор и днем высадки союзников в Нормандии в 1944 году.

Ж-К.Б: Французская молодежь изучает в школе, что такое Вторая мировая война. Нацизм остается в воспоминаниях, потому что наша страна была оккупирована. Но в отличие от России у нас было гораздо меньше смертей. И 8 мая (а не 9 мая, как в России) — праздник, как и любой другой.

Какие секреты тебя еще интересуют? Какие секреты вы хотите разгадать?

Л.П.: Мне бы хотелось раскрыть секреты Григория Распутина и царской семьи. Можно было бы избежать всероссийской трагедии, если бы Распутина не убили? И каким был бы наш мир тогда?

Ж-К.Б: Существует так много…
Российские архивы — почти неисчерпаемое сокровище.
Там так много секретов советской эпохи.
У меня есть только одно сообщение, которое нужно передать российским властям: доверяйте, пусть ваши записи работают, нас интересует только правда. И эта правда не должна пугать.