ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАНТА, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ООГО «РОССИЙСКИЙ ФОНД КУЛЬТУРЫ»
Анонс научного журнала «Теория и история искусства» № 3/4 2022 г.

Учредитель журнала — Фонд поддержки науки и искусства «Дом Якоби»
Издатель журнала — издательство «БОС»

Журнал включен в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кан-дидата наук, на соискание ученой степени доктора наук»

В преддверии 270-летия Московского университета

«Из истории Московского университета:
профессор С.П. Шевырёв – филолог, историк, искусствовед»

Журнал «Теория и история искусства» с № 3/4 2022 г. вводит рубрику «К 270-летию Московского университета», в которой будут публиковаться историко-искусствоведческие статьи и материалы о развитии искусств и науки об искусстве в старейшем вузе России. Пер-вая серия материалов посвящена выдающемуся профессору ИМУ известному русскому фи-лологу, историку литературы и критику Степану Петровичу Шевырёву, первому российско-му искусствоведу.

Открывает рубрику статья главного редактора журнала, доктора филологических наук, Почетного академика Российской академии художеств, академика Болонской Акаде-мии наук, декана факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова профессора А.П. Лобо-данова «С.П. Шевырёв – выдающийся профессор ИМУ».

Статья кандидата искусствоведения, доцента факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова Е.В. Яйленко «С.П. Шевырёв в Риме в 1840 году» посвящена анализу эстети-ческих взглядов С.П. Шевырева, изложенных в его работе «Русские художники в Риме», опубликованной в журнале «Москвитянин» в 1841 году. Как доказывает автор, ее основные положения могли оформиться в полемике с художником Александром Ивановым, прохо-дившей вокруг вопроса о дальнейших путях развития русского и западноевропейского ис-кусства.

В статье доктора филологических наук, профессора факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова О.С. Крюковой «С.П. Шевырёв‒путешественник об Италии, ее искус-стве и национальном характере итальянцев» предпринята попытка анализа путевых заме-ток С.П. Шевырёва, итальянские дневники которого представляют собой и традиционные травелоги, с одной стороны, и размышления по случаю – с другой. В эти размышления вхо-дят суждения об искусстве и литературе Италии, прочитанных книгах, жизни европейских народов, а также неизбежные сопоставления России и Италии. Италия, как страна романти-ческой мечты, страна высокого искусства, занимала особое место в жизни творчестве С.П. Шевырёва, несмотря на его славянофильские воззрения.

В статье старшего преподавателя факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова М.Ю Макарова «Эволюция эстетической мысли и научный метод С. П. Шевырёва» да-ется анализ основных этапов развития эстетической мысли ученого на фоне эволюции ро-мантической эстетики в России. В связи с этим сделана попытка проследить истоки форми-рования научного исторического метода ученого, ухода от сугубо умозрительного изучения искусства.

Статья кандидата филологических наук, доцента факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова И.Л. Великодной «Прижизненные публикации С.П. Шевырёва, хра-нящиеся в Научной библиотеке Московского университета» посвящена предварительно-му анализу научного наследия выдающегося профессора ИМУ, имеющему целью последу-ющую первую в истории МГУ публикацию каталога работ С.П. Шевырёва.

* * *
Журнал продолжает публикацию инновационных статей главного редактора А.П. Ло-боданова по теме «Леонардо да Винчи сценограф». Третья статья из этой серии посвящена анализу сценографического метода великого мастера и его декорационно-постановочного новаторства в работе над спектаклями «Юпитер и Даная» и «Сказание об Орфее».
Заместитель главного редактора журнала «Теория и история искусства» доктор искус-ствоведения, профессор факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова В.Б. Кошаев в статье «Форма. Семиотические интенции искусствоведения» рассматривает вопросы формы в искусстве в связи с категорией референт знака как семиотического основания объ-ектно-предметного содержания произведения и условия верификации его художественно-образной природы. Вопрос восприятия произведения обусловлен важностью раскрытия он-тологических основ формы и это позволяет установить критерии и характеристики художе-ственного объекта в категориях его феноменальности, морфологии и типологии.

Статья кандидата искусствоведения, доцента факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова Г.В. Заднепровской «Опера-романс Марина и Райнер Н.С. Корндорфа: осо-бенности трактовки жанра» посвящена анализу оперы «MR: Марина и Райнер», написан-ной российским композитором Н.С. Корндорфом по заказу Мюнхенского биеннале в 1994 г. Обозначенный композитором жанр – опера-романс – уникальное явление в области совре-менной отечественной камерной оперы. Именно это определило интерес к специфике трак-товки камерного жанра в данном сочинении. Автор статьи анализирует структуру оперы и особенности ее художественного языка с позиций интерпретации сюжета, уподобленного идее романса. Музыкальная драматургия и либретто оперы рассматриваются здесь не только как самодостаточное явление, но и в контексте эстетики творчества Н.С. Корндорфа.

Проблема возникновения и развития авторской/бардовской песни, как яркого явления отечественной культуры второй половины ХХ века, рассматривается в статье кандидата ис-кусствоведения, профессора факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова Е.Н. Кури-ленко «На пути к авторской/бардовской песне». Автор анализирует условия и причины возникновения (или возобновления) авторской/бардовской песни как жанра в конце 1950-х годов, а также её возможные «генетические» корни. Сопоставляются термины и понятия, ко-торые в разные периоды определяли данный жанр.

В статье кандидата искусствоведения, доцента АНО ВО «Институт современного ис-кусства» Л.С. Бакши «О новой парадигме в культуре на рубеже ХХ – ХХI веков (поста-новка проблемы)» рассматривается парадигма, тесно связанная с массовой культурой – иг-ры, взаимодействия, соучастия. На первых порах она не противоречила традиционной пара-дигме классического гуманизма с её культом авторства, таланта. Но к концу ХХ века она развилась и мощно сказалась в самых разных областях искусства. Возникает новый взгляд на человека: на смену узкому специалисту приходит личность универсальная; на смену фигуре автора над толпой, отгороженному от публики «четвертой стеной» приходит взаимодействие участников творческого процесса. К концу ХХ века ценности, связанные с массовой культу-рой, распространились на все художественные практики и язык искусства, сформировали другой тип публики. Изменения оказались гораздо более кардинальными, чем все авангард-ные революции ХХ века, потому что затронули принципиальные базовые установки.

Помимо перечисленных, ожидаются статьи профессорско-преподавательского состава факультета искусств и других подразделений МГУ имени М.В. Ломоносова, а также россий-ских и зарубежных ученых, активно работающих в области теории и истории искусства – музыкального, театрального, хореографического.