Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский Фонд Культуры»
АНОНС
Теория и история искусства 3/4 2024
В преддверии 270-летия Московского университета
«Выпускники Московского университета в культуре и искусстве России»
Лободанов А.П. Выдающиеся деятели русского театра второй половины XVIII века ‒ выпускники Московского университета
Заднепровская Г.В. Выпускники Московского университета у истоков русской исполнительской школы
Кошаев В.Б. Выпускники Московского университета в Строгановской школе
Денисова Г.В. Выдающиеся выпускники Московского университета в Италии: диалог культур
Трещалин Ю.М. Выпускники естественно-научных факультетов МГУ, посвятившие себя искусству
Богомолов А.Г. Позитивизм и идеализм: два направления в русской эстетике второй половины XIX века в курсах Московского университета
Крюкова О.С. Профессор Московского университета Н.И. Надеждин как литературный и театральный критик
Раренко М.Б. Профессор Московского университета Ф.И. Буслаев: жизнь в науке
Музыкальное искусство
Филиппов А.А. Итальянские традиции в операх М.И. Глинки
Ли Цзяньфу. Национальные характеристики оперы «Баллада о канале»
Вэй Цзе. Образы амплуа Пекинской оперы «Шэн» и «Дань» в творчестве китайских живописцев конца ХХ — начала XXI вв. (аспирант Дальневосточного федерального университета)
Ван Итун, Е.О. Назарова. Симфоническая вокальная сюита «Великая Китайская стена» Ду Минсина как воплощение героико-патриотической эстетики в Китайском музыкальном искусстве ХХ века
Шаяхметова А.К. Музыкально-культурная идентичность татарского народа в контексте культурного наследия Красноярского края
Театральное искусство
Шевлякова Д.А. Зрелищные искусства: пространственный код Венецианского карнавала Ван Чжунсин. Театральной диалоге между В.Э. Мейерхольдом и Мэй Ланьфаном:
вдохновение и творчество
Нижельской В.А. Сценическая реальность как инструмент формирования театральной эстетики Японского театра
Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура
Ганцева Н.Н., Лун Хунюй. Народное искусство как геоморфологический фактор формирования традиционного искусства (на примере мебельного искусства юго-западного региона Китая)
Varia
Колчин Е.Ю., Сиротина И.Л. Блокчейн как технология цифровизации искусства
АННОТАЦИИ
ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ РУССКОГО ТЕАТРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII
ВЕКА ‒ ВЫПУСКНИКИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
А.П. ЛОБОДАНОВ
Статья посвящена исследованию многогранной деятельности выпускников Императорского Московского университета, – драматургов, писателей, издателей, актеров, певцов, постановщиков, внесших выдающийся вклад в развитие отечественной художественной культуры и русского театра середины – второй половины XVIII в.
На материале анализа архивных данных по истории Московского университета, текстов «Драматического словаря» (1787) и «Драматического альбома» (1850), изданий пьес второй половины XVIII в. автор воссоздает картину деятельности выпускников Московского университета в истории русской сцены.
Автор базируется на методологии комплексного текстового, иконографического и искусствоведческого анализа, что позволяет глубже показать историческое значение и роль студентов и выпускников университета в развитии театрального дела в России – не только играют, поют, ставят, но и пишут и переводят для своей сцены, – что способствовало развитию отечественного театрального искусства, русской оригинальной и переводной драматургии.
Автор приходит к выводу, что сценическая деятельность выдающихся выпускников Московского университета способствовала становлению профессионального русского театра, драматического и музыкального, и, в целом, внесла существенный вклад в развитие российского просвещения.
Ключевые слова: Московский университет, студенты и выпускники Московского университета середины – второй половины XVIII в., студенческий театр Московского университета, русский театр середины – второй половины XVIII в., драматический театр, музыкальный театр, русская художественная культура и просвещение, «Драматический словарь», русская драматургия, переводная драматургия.
ВЫПУСКНИКИ ИМПЕРАТОРСКОГО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА У ИСТОКОВ РУССКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Г.В. ЗАДНЕПРОВСКАЯ
В статье представлена деятельность выдающихся выпускников Императорского Московского университета — элиты российского просвещения и образования, посвятивших свое творчество и организаторскую деятельность служению музыкального и сценического искусства.
Проанализированы научные труды, архивные материалы, документы, посвященные истории Императорского Московского университета второй половины XIX века и личной судьбе Н.Г. Рубинштейна — выпускника юридического факультета ИМУ, основателя Московской консерватории и ее первого директора, а также двух его студентов — пианиста К.Н. Игумнова и режиссера Л.В. Баратова, каждый из которых стоит у истоков фортепианного исполнительского и режиссерского искусства.
Ключевые слова: Императорский Московский университет, выпускники и студенты юридического факультета ИМУ, Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Государственный академический Большой театр России, Н.Г. Рубинштейн, фортепианная исполнительская и педагогическая школа К.Н. Игумнова, режиссерская школа Л.В. Баратова.
ЕДИНСТВО И СПЕЦИФИКА ИСТОРИЧЕСКОГО СОТВОРЧЕСТВА МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И СТРОГАНОВСКОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ШКОЛЫ
В.Б. КОШАЕВ
В статье рассматриваются аспекты развития художественно-гуманитарного направления, которое в его научной-образовательной основе во многом предопределено развитием исторического искусствознания как основополагающей тенденции в Московском университете, повлиявшего на становление образовательных и научных традиций в других секторах, в частности художественно-промышленном, безусловным отечественным представителем которого является современная Строгановская школа.
Актуальность темы обусловлена тем, что 2025 году два российских университета исторически, ментально, методологически связанных, отметят свои юбилеи. 270 лет исполнится Московскому государственному университету имени М.В. Ломоносова. И 200 лет – Строгановской школе, выросшей из первой в России Рисовальной школы и прошедшей путь до Императорского художественного училища, а теперь Российского государственного художественно-промышленного университета. В целом, отечественная художественная среда - это порождение многих институций: академических, образовательных, научных, исторических и искусство - это форма повседневной жизни, пронизывающее прямо или опосредовано все стороны коллективного взаимодействия. Тем не менее изначально речь должна идти о двух фундаментальных школах сохранения и развития отечественной художественной традиции.
ВЫДАЮЩИЕСЯ ВЫПУСКНИКИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ИТАЛИИ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Г.В. ДЕНИСОВА
Работа посвящена деятельности и творчеству выпускников Московского университета, которые вписываются в контекст «итальянского текста» русской культуры. Развивая мысль о топонимических текстах, автор утверждает, что «итальянский текст» в русской культуре сформировал разнообразные коннотативные смыслы, через призму которых сам этот «текст» воспринимается как устойчивое целостное образование.
Выпускники Московского университета (С.П. Шевырев, Ф.И. Буслаев, С.В. Флеров, В.В. Розанов и др.), в разные времена посетившие Италию и описавшие свой опыт в дошедших до нас письмах, очерках, эссе и отдельных изданиях, внесли неоценимый вклад в развитие «итальянского текста». В фокусе основного внимания в настоящей работе находится деятельность Б.К. Зайцева - писателя, переводчика и общественного деятеля, выпускника юридического факультета Московского университета, которому посвящены знаменитые «Образы Италии» П.П. Муратова.
Автор базируется на методологии культурологического анализа стилевых и творческих устремлений выпускников Московского университета и показывает, что флорентийские эссе Б.К. Зайцева наряду с «флорентийскими образами» П.П. Муратова — это лучшее, что создано в русской литературе о Флоренции.
Ключевые слова: Московский университет, выпускники, образы Италии,
«итальянский текст», диалог культур, искусство Италии, «римский текст», «русская венециана», «флорентийский текст», русская община в Италии, Studio Italiano П.П. Муратова, «русский текст» в итальянской культуре, Институт Восточной Европы в Риме Э. Ло Гатто
ВЫПУСКНИКИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ МГУ, ПОСВЯТИВШИХ СЕБЯ ИСКУССТВУ
Ю.М. ТРЕЩАЛИН
Эта статья о выпускниках Московского университета разных лет, получивших физико-математическое образование и посвятивших свою жизнь искусству.
Ключевые слова: А.И. Герцен, А.В. Сухово-Кобылин, С.Я. Никитин, А.А. Суханов, литература, философия, творчество, писатель, пьеса, театр, музыка, авторская песня,
ПОЗИТИВИЗМ И ИДЕАЛЗИМ: ДВА НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ ЭСТЕТИКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
А.Г. БОГОМОЛОВ
Настоящая статья представляет собой обзор двух наиболее значимых эстетических учений, ознаменовавших собой пространство русской эстетической мысли во второй половине XIX столетия. Русская эстетическая мысль этого периода активно нащупывает национальную основу, стремиться осмыслить себя как особую, отличную от западноевропейской, традицию. В этой связи обычно отмечают бурную дискуссию между славянофилами и западниками, — идейными противниками во многих вопросах, в том числе касающихся отечественной эстетики и теории искусства. В этой дискуссии активное участие принимали преподаватели и выпускники Московского Императорского университета.
Ключевые слова: Соловьев В.С., Императорский Московский университет, Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Московский университет, русская эстетика, идеализм, позитивизм, теургия, идеалистическая эстетика, натуральная школа, красота.
ПРОФЕССОР МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Н.И. НАДЕЖДИН КАК ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК
О.С. КРЮКОВА
В данной статье предпринят обзор жизненного и научного пути профессора Московского университета, литературного и театрального критика Николая Ивановича Надеждина. Особое внимание обращается на его деятельность в Московском университете.
В исследовании используется культурно-исторический метод, который позволяет критически оценить творческий путь Н.И. Надеждина, в том числе его литературно- и художественно-критическое творчество.
Ключевые слова: Н.И. Надеждин, Императорский Московский университет, литературная критика, театральная критика, журнал «Вестник Европы», журнал «Телескоп», газета «Молва», М.Т. Каченовский, В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь.
ПРОФЕССОР МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Ф.И. БУСЛАЕВ: ЖИЗНЬ В НАУКЕ
М.Б. РАРЕНКО
Федор Иванович Булаев (1818 - 1897) - профессор Московского университета, человек необычайной стойкости, всю свою жизнь посвятивший служению науки и искусству.
Автор учебников по русской грамматике и "Исторических очерков русской народной словесности и искусства" (1861), Ф.И. Буслаев выступил последовательным представителем мифологической школы в российской науке. Его труды имели большое значение для развития сравнительно-исторического языкознания, что неоднократно отмечали языковеды в ХХ в.
Буслаев был человеком самых разносторонних интересов. Помимо филологии, он изучал древнерусскую иконопись, миниатюры лицевых рукописей, орнамент.
Будучи человеком широко образованным, обладающим энциклопедическими знаниями в области гуманитарных наук, Ф.И. Буслаев одним из первых осознал необходимость комплексного подхода к изучению народной культуры, что и наглядно демонстрировал в своих трудах, сочетавших в себе исследования фольклористики, лингвистики, этнографии, науки о славянских древностях, сравнительной мифологии, искусствознания.
Ключевые слова: Ф.И. Буслаев, лингвист, фольклорист, историк литературы и искусства, глава русской мифологической школы, сравнительно-историческое языкознание, народная культура, комплексный подход, российская итальянистика.
ИТАЛЬЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ В ОПЕРАХ М. И. ГЛИНКИ
А. А. ФИЛИППОВ
В статье исследуется творческое восприятие Глинкой достижений итальянской романтической оперы 1810-1830-х годов. Отмечено значение пребывания Глинки в Италии и восприятия опер Беллини и Доницетти в общении с авторами и исполнителями.
Большинство опер Россини, Беллини и Доницетти проанализированы, отмечены закономерности их драматургии и структуры. Самыми важными для Глинки оказались интродукции и финалы, а также традиционная форма (solita forma) сольных номеров. Подчеркнуто применение канона-кантабиле перед стреттой в финалах 1 действий. Показано использование итальянских принципов в сцене Вани из «Жизни за царя» и в трех ариях
«Руслана». Новые возможности Глинка нашел в использовании реминисценций.
Итальянские традиции стали для Глинки важной опорой, которая помогла композитору выстроить грандиозные здания двух своих новаторских опер.
Ключевые слова: оперы Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», итальянская романтическая опера, интродукция, финал, solita forma, кантабиле, кабалетта, стретта, реминисценция.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЕРЫ «БАЛЛАДА О КАНАЛЕ»
ЛИ ЦЗЯНЬФУ
Статья посвящена современной китайской национальной опере «Баллада о канале». Опера «Баллада о канале» признана во всём мире выдающимся музыкальным произведением китайской оперной музыки, вобравшем в себя как многовековое наследие традиционной китайской музыки, так и многочисленные достижения китайского оперного искусства 20-го века. Вместе с тем, при её создании было использовано много новых приёмов и элементов, почти не встречавшихся ранее в китайской опере. За основу сюжета авторами была взята древняя китайская легенда, действие которой разворачивается на корабле, плывущем по Великому каналу, много веков соединяющему несколько провинций Китая. Такой выбор позволил показать культуру, традиции и жизнь народа в древнем Китае и развить действие, состоящее из нескольких переплетающихся сюжетных линий, наполненных романтическими чувствами, яркими эмоциями и современной интерпретацией легенд, народных сказок и исторических фактов.
Ключевые слова: китайская национальная опера, современная опера, музыкальное искусство, «Баллада о канале», театральное искусство, сочетание традиций, народное искусство, китайская пентатоника, новаторство в музыке, «чайные напевы» Ханчжоу, барабан Цзинъюнь, народные трудовые песнопения
ОБРАЗЫ АМПЛУА ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ «ШЭН» И «ДАНЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ КОНЦА ХХ — НАЧАЛА XXI ВВ.
ВЭЙ ЦЗЕ
Китайская масляная живопись — это интерпретация китайской концепции
«настроения» в технике западного стиля, показывающая мировосприятие китайского народа изобразительными средствами западного искусства. При создании живописных произведений, интерпретирующих амплуа китайской традиционной оперы, художник стремится отразить внутренний мир персонажей и раскрыть драматическую красоту их образа. В статье, на примере творчества таких китайских художников, как Ли Хунбин, Цзян Инцзю, Лю Вэньцзинь, Дэн Минли, Линь Фэнмянь и Лю Менгди автор раскрывает разные подходы к изображению одних из главных амплуа пекинской оперы: мужских персонажей«шэн» и женских персонажей «дань». Несмотря на то, что в изображении художниками персонажей театральных постановок речь идет в первую очередь об изображении людей, китайские произведения отличаются от западных. Художник воссоздает идеальный образ драматического персонажа, а не конкретную личность. Этот образ призван демонстрировать заложенный в него каноничный характер, иметь утрированную внешность. В рамках исследования применяются такие научные методы, как формально-стилистический, иконографический анализы, систематизация. В результате исследования автором были выявлены как общие тенденции, так и индивидуальные особенности воплощения образов персонажей пекинской оперы в произведениях масляной живописи. Художники вдохновляются каноничными характерами и образами героев, но по-разному реализуют их в своих работах.
Ключевые слова: пекинская опера, амплуа пекинской оперы, масляная живопись, портретная живопись, цветовая семантика, художественный образ, иконография, грим в китайской опере, театральное искусство, изобразительное искусство.
СИМФОНИЧЕСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ СЮИТА «ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА» ДУ МИНСИНА КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ В КИТАЙСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА
ВАН ИТУН, Е.О.НАЗАРОВА
Статья посвящена жизни и творчеству великого китайского композитора ХХ в. Ду Минсина. Рассмотрена творческая деятельность Ду Минсина. Творческое наследие композитора Ду Минсина заняло достойное место в истории национальной музыкальной культуры. Оно свидетельствует о собственном, сформированном на китайской основе стиле, укорененный в национальный менталитет и сродненный с фольклором. Определена специфика музыки композитора и его стиль. Подчеркнуто, что в произведениях композитора наблюдаем использование классических основ композиторской техники европейской традиции. Указано, что именно симфонический тип мышления является естественным и определяющим в стилистических ориентирах композитора. Обозначены основные жанры, в которых работал композитор. Представлена характеристика симфонической вокальной сюиты «Великая китайская стена» как пример воплощения героико-патриотической эстетики. Отражая глубинное наполнение национальной традиции и ее актуального бытования, донесенные до слушателя благодаря симфоническим оркестрам произведения композитора становятся источником обогащения художественного пространства страны.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ТАТАРСКОГО НАРОДА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
А.К. ШАЯХМЕТОВА
Сохранение татарской самобытной культуры становится актуальной темой на сегодняшний день, этому способствовал ислам, канонам которого следовал на протяжении всей жизни татарский народ. К началу XXI века в Красноярском крае построены мечети, в некоторых из них существует школа, где изучают религиозные каноны ислама и чтение Корана. На территории края действуют 18 мечетей и 4 молельных дома, зарегистрированы 17 мусульманских организаций, в т.ч. Единое Духовное управление мусульман Красноярского края. Стоит сказать, что мусульманская община согласно переписи 1897 г. в Енисейской губернии составляла 0,8 % от всего населения, и это были именно пришлые татары из Казанской и Уфимской Губернии. Сегодня в Красноярском крае татары спокойно соседствуют с многонациональным населением. В регионе созданы национальные и религиозные объединения, направленные на позиционирование и сохранение татарской культуры. Основу семейно-бытовых отношений татар создают национальные традиции и мусульманские религиозные установки. Со временем они переплелись, татарская культура и мусульманские традиции стали единым самосознанием татарского народа. В данной статье рассматривается музыкальная культура татар Красноярского края в религиозной, фольклорной практике, представлено как они взаимодополняют друг друга, через какие музыкальные базовые компоненты и установки, в статье использованы уникальные архивные фото и документы.
Ключевые слова: Енисейская Сибирь, этнокультурная самобытность, духовно- нравственные ценности, традиционная музыкальная культура татарского народа, религиозная музыка, татарский песенный фольклор, песенные жанры, мусульманское богослужение, мечеть, музыкальные базовые структуры.
ЗРЕЛИЩНЫЕ ИСКУССТВА: ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КОД ВЕНЕЦИАНСКОГО КАРНАВАЛА
Д.А. ШЕВЛЯКОВА
В статье выявляется пространственный культурный код коллективного театрализованного праздника — венецианского карнавала. На основании анализа мероприятий карнавала, рассматриваемых как актуализация проксемических субкодов, выделяются три доминирующих пространственных измерения: водное (горизонтальное), небесное (вертикальное) и географическое с преобладающим восточным вектором. В небесном субкоде превалирует нисходящий вектор, подразделяющийся на три семиотические сферы: сакральную, ценностно-нормативную, институционально- историческую. Таким образом именно небесное пространство обладает особой потенцией генерировать пространственный код и является пространственной доминантой праздника.
Ключевые слова: зрелищные искусства, театрализованный праздник, венецианский карнавал, культурный код венецианского карнавала, культурная идентичность, пространственный код, знаковый ансамбль массового зрелища.
Key words: performing arts, theatrical festival, Venetian carnival, cultural code of the Venetian carnival, cultural identity, spatial code, iconic ensemble of mass spectacle.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ДАЛОГ МЕЖДУ В.Э. МЕЙЕРХОЛЬДОМ И МЭЙ ЛАНЬФАН: ВДОХНОВЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО
ВАН ЧЖУНСИН
В данной статье рассматривается вопрос о кросс-культурном обмене в области театрального искусства между Европой и Востоком в середине XX века на примере
драматического диалога между В.Э. Мейерхольдом и Мэй Ланьфаном. Автор анализирует влияние восточных театральных традиций на русский театр эпохи Серебряного века и освещает достигнутые В.Э. Мейерхольдом и Мэй Ланьфаном соглашения в области творчества на сцене.
Исследование опирается на сравнительный анализ проблем условности и символизации, биомеханики и «четырёх навыков и пяти методов», типологии ролей и
формирования художественного образа, предыгры и других приёмов театров, а также на методологии искусствоведческогоанализа стилей реализма, натурализма, условного театра и восточного символизма.
Автор приходит к выводу, что драматический диалог между В.Э. Мейерхольдом и Мэй Ланьфаном делается именно на межкультурном диалоге, взаимопроникновении и резонансе от соприкосновения ключевых идей восточных и западных театральных традиций.
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ ЯПОНСКОГО ТЕАТРА
В.А. НИЖЕЛЬСКОЙ
В статье рассматривается проблематика сценической реальности и актерского мастерства как основные факторы формирования театральной эстетики и создания условий для диалога культур. Новизна работы заключается в том, что дуализм сакральной и игровой природы театрального искусства рассматривается как основа культурного диалога традиционного и современного японского театра. В работе представлен анализ особенностей сценической реальности и технических приемов актерского мастерства.
Ключевые слова: современный театр, японский театр Кабуки, японский театр Но, сценография, актерское мастерство, пение, танец, постдраматический театр, хана-мити, хасигакари, ката, миэ, ритуальный театр, игровой театр, представление.
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КАК ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА
(НА ПРИМЕРЕ МЕБЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЮГО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА КИТАЯ)
Н.Н. ГАНЦЕВА, ЛУН ХУНЮЙ
Актуальность темы обусловлена отсутствием научных методик и оснований изучения традиционного искусства Китая в секторе понимания систематизации и реставрации искусства мебели, на материале наследия в Юго-Западном регионе Китая. Этот аспект обусловлен особой типологической спецификой времени, когда предметно-пространственная среда формировалась соприродными факторами и на ранних этапах истории деятельность мастера по формированию предметно-пространственной среды и непосредственно была предопределена во многом природными условиями как факторами материального оснащения в его ручных технологиях и, одновременно, представлениями о космическом универсуме.
Методология исследования обусловлена раскрытием функциональных законов формообразования связанных с присвоением готовых продуктов природы (охота, рыболовство, собирательство и т.п.). то есть с непосредственной зависимостью человека от сил природы. Однако и на этой ступени человек использовал орудия труда, изменяя форму того, что имеется в наличии, что соответствует ее связи с антропометрическими функциями и инструментарием технологического оснащения. Тем самым, связь с природой с самого начала несет на себе печать культурной деятельности, хотя и имеющей ограниченный характер прежде всего в типологическом отношении. Источниковым материалом исследования являются традиции народного искусства, искусства мебели бронзовой эпохи в Китае, в частности мебели времен Шан и Чжоу, также изучения стили мебели эпохи Хань и Цинь, а также новые стилевые направления времени Вэй и Цзинь, периода династии Тан, эпохи Сун и династий Мин и Цин.
БЛОКЧЕЙН КАК ТЕХНОЛОГИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ИСКУССТВА
Е. Ю. КОЛЧИН, И.Л. СИРОТИНА
Данная статья описывает трансформацию современной культуры под влиянием новых технологий. Цифровизация проникает абсолютно во все отрасли жизнедеятельности общества. В связи с этим авторы анализируют роль технологии блокчейн в процессе формирования современной культуры, рассматривая её использование в сфере искусства. Эта технология позволяет не только сохранять и распространять произведения традиционного искусства, но и инициирует рождение новых форм художественного творчества (криптоискусство, NFT-искусство), меняющих художественный ландшафт и наше восприятие искусства. В статье утверждается, что при огромном многообразии культур обмен культурными кодами между народами может быть доступным и непредвзятым и служить обогащению общего знания и опыта посредством технологии блокчейн. Она в состоянии сделать безопасной и прозрачной деятельность любых отраслей культуры, так как исключает посредника между участниками.
Ключевые слова: блокчейн, информационные предметы культуры, смарт-контракт, культурное наследие, криптоискусство, NFT, авторское право, децентрализация, прозрачность, безопасность, анонимность, криптокошелек.
Теория и история искусства 3/4 2024
В преддверии 270-летия Московского университета
«Выпускники Московского университета в культуре и искусстве России»
Лободанов А.П. Выдающиеся деятели русского театра второй половины XVIII века ‒ выпускники Московского университета
Заднепровская Г.В. Выпускники Московского университета у истоков русской исполнительской школы
Кошаев В.Б. Выпускники Московского университета в Строгановской школе
Денисова Г.В. Выдающиеся выпускники Московского университета в Италии: диалог культур
Трещалин Ю.М. Выпускники естественно-научных факультетов МГУ, посвятившие себя искусству
Богомолов А.Г. Позитивизм и идеализм: два направления в русской эстетике второй половины XIX века в курсах Московского университета
Крюкова О.С. Профессор Московского университета Н.И. Надеждин как литературный и театральный критик
Раренко М.Б. Профессор Московского университета Ф.И. Буслаев: жизнь в науке
Музыкальное искусство
Филиппов А.А. Итальянские традиции в операх М.И. Глинки
Ли Цзяньфу. Национальные характеристики оперы «Баллада о канале»
Вэй Цзе. Образы амплуа Пекинской оперы «Шэн» и «Дань» в творчестве китайских живописцев конца ХХ — начала XXI вв. (аспирант Дальневосточного федерального университета)
Ван Итун, Е.О. Назарова. Симфоническая вокальная сюита «Великая Китайская стена» Ду Минсина как воплощение героико-патриотической эстетики в Китайском музыкальном искусстве ХХ века
Шаяхметова А.К. Музыкально-культурная идентичность татарского народа в контексте культурного наследия Красноярского края
Театральное искусство
Шевлякова Д.А. Зрелищные искусства: пространственный код Венецианского карнавала Ван Чжунсин. Театральной диалоге между В.Э. Мейерхольдом и Мэй Ланьфаном:
вдохновение и творчество
Нижельской В.А. Сценическая реальность как инструмент формирования театральной эстетики Японского театра
Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура
Ганцева Н.Н., Лун Хунюй. Народное искусство как геоморфологический фактор формирования традиционного искусства (на примере мебельного искусства юго-западного региона Китая)
Varia
Колчин Е.Ю., Сиротина И.Л. Блокчейн как технология цифровизации искусства
АННОТАЦИИ
ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ РУССКОГО ТЕАТРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII
ВЕКА ‒ ВЫПУСКНИКИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
А.П. ЛОБОДАНОВ
Статья посвящена исследованию многогранной деятельности выпускников Императорского Московского университета, – драматургов, писателей, издателей, актеров, певцов, постановщиков, внесших выдающийся вклад в развитие отечественной художественной культуры и русского театра середины – второй половины XVIII в.
На материале анализа архивных данных по истории Московского университета, текстов «Драматического словаря» (1787) и «Драматического альбома» (1850), изданий пьес второй половины XVIII в. автор воссоздает картину деятельности выпускников Московского университета в истории русской сцены.
Автор базируется на методологии комплексного текстового, иконографического и искусствоведческого анализа, что позволяет глубже показать историческое значение и роль студентов и выпускников университета в развитии театрального дела в России – не только играют, поют, ставят, но и пишут и переводят для своей сцены, – что способствовало развитию отечественного театрального искусства, русской оригинальной и переводной драматургии.
Автор приходит к выводу, что сценическая деятельность выдающихся выпускников Московского университета способствовала становлению профессионального русского театра, драматического и музыкального, и, в целом, внесла существенный вклад в развитие российского просвещения.
Ключевые слова: Московский университет, студенты и выпускники Московского университета середины – второй половины XVIII в., студенческий театр Московского университета, русский театр середины – второй половины XVIII в., драматический театр, музыкальный театр, русская художественная культура и просвещение, «Драматический словарь», русская драматургия, переводная драматургия.
ВЫПУСКНИКИ ИМПЕРАТОРСКОГО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА У ИСТОКОВ РУССКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Г.В. ЗАДНЕПРОВСКАЯ
В статье представлена деятельность выдающихся выпускников Императорского Московского университета — элиты российского просвещения и образования, посвятивших свое творчество и организаторскую деятельность служению музыкального и сценического искусства.
Проанализированы научные труды, архивные материалы, документы, посвященные истории Императорского Московского университета второй половины XIX века и личной судьбе Н.Г. Рубинштейна — выпускника юридического факультета ИМУ, основателя Московской консерватории и ее первого директора, а также двух его студентов — пианиста К.Н. Игумнова и режиссера Л.В. Баратова, каждый из которых стоит у истоков фортепианного исполнительского и режиссерского искусства.
Ключевые слова: Императорский Московский университет, выпускники и студенты юридического факультета ИМУ, Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Государственный академический Большой театр России, Н.Г. Рубинштейн, фортепианная исполнительская и педагогическая школа К.Н. Игумнова, режиссерская школа Л.В. Баратова.
ЕДИНСТВО И СПЕЦИФИКА ИСТОРИЧЕСКОГО СОТВОРЧЕСТВА МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И СТРОГАНОВСКОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ШКОЛЫ
В.Б. КОШАЕВ
В статье рассматриваются аспекты развития художественно-гуманитарного направления, которое в его научной-образовательной основе во многом предопределено развитием исторического искусствознания как основополагающей тенденции в Московском университете, повлиявшего на становление образовательных и научных традиций в других секторах, в частности художественно-промышленном, безусловным отечественным представителем которого является современная Строгановская школа.
Актуальность темы обусловлена тем, что 2025 году два российских университета исторически, ментально, методологически связанных, отметят свои юбилеи. 270 лет исполнится Московскому государственному университету имени М.В. Ломоносова. И 200 лет – Строгановской школе, выросшей из первой в России Рисовальной школы и прошедшей путь до Императорского художественного училища, а теперь Российского государственного художественно-промышленного университета. В целом, отечественная художественная среда - это порождение многих институций: академических, образовательных, научных, исторических и искусство - это форма повседневной жизни, пронизывающее прямо или опосредовано все стороны коллективного взаимодействия. Тем не менее изначально речь должна идти о двух фундаментальных школах сохранения и развития отечественной художественной традиции.
ВЫДАЮЩИЕСЯ ВЫПУСКНИКИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ИТАЛИИ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Г.В. ДЕНИСОВА
Работа посвящена деятельности и творчеству выпускников Московского университета, которые вписываются в контекст «итальянского текста» русской культуры. Развивая мысль о топонимических текстах, автор утверждает, что «итальянский текст» в русской культуре сформировал разнообразные коннотативные смыслы, через призму которых сам этот «текст» воспринимается как устойчивое целостное образование.
Выпускники Московского университета (С.П. Шевырев, Ф.И. Буслаев, С.В. Флеров, В.В. Розанов и др.), в разные времена посетившие Италию и описавшие свой опыт в дошедших до нас письмах, очерках, эссе и отдельных изданиях, внесли неоценимый вклад в развитие «итальянского текста». В фокусе основного внимания в настоящей работе находится деятельность Б.К. Зайцева - писателя, переводчика и общественного деятеля, выпускника юридического факультета Московского университета, которому посвящены знаменитые «Образы Италии» П.П. Муратова.
Автор базируется на методологии культурологического анализа стилевых и творческих устремлений выпускников Московского университета и показывает, что флорентийские эссе Б.К. Зайцева наряду с «флорентийскими образами» П.П. Муратова — это лучшее, что создано в русской литературе о Флоренции.
Ключевые слова: Московский университет, выпускники, образы Италии,
«итальянский текст», диалог культур, искусство Италии, «римский текст», «русская венециана», «флорентийский текст», русская община в Италии, Studio Italiano П.П. Муратова, «русский текст» в итальянской культуре, Институт Восточной Европы в Риме Э. Ло Гатто
ВЫПУСКНИКИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ МГУ, ПОСВЯТИВШИХ СЕБЯ ИСКУССТВУ
Ю.М. ТРЕЩАЛИН
Эта статья о выпускниках Московского университета разных лет, получивших физико-математическое образование и посвятивших свою жизнь искусству.
Ключевые слова: А.И. Герцен, А.В. Сухово-Кобылин, С.Я. Никитин, А.А. Суханов, литература, философия, творчество, писатель, пьеса, театр, музыка, авторская песня,
ПОЗИТИВИЗМ И ИДЕАЛЗИМ: ДВА НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ ЭСТЕТИКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
А.Г. БОГОМОЛОВ
Настоящая статья представляет собой обзор двух наиболее значимых эстетических учений, ознаменовавших собой пространство русской эстетической мысли во второй половине XIX столетия. Русская эстетическая мысль этого периода активно нащупывает национальную основу, стремиться осмыслить себя как особую, отличную от западноевропейской, традицию. В этой связи обычно отмечают бурную дискуссию между славянофилами и западниками, — идейными противниками во многих вопросах, в том числе касающихся отечественной эстетики и теории искусства. В этой дискуссии активное участие принимали преподаватели и выпускники Московского Императорского университета.
Ключевые слова: Соловьев В.С., Императорский Московский университет, Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Московский университет, русская эстетика, идеализм, позитивизм, теургия, идеалистическая эстетика, натуральная школа, красота.
ПРОФЕССОР МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Н.И. НАДЕЖДИН КАК ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК
О.С. КРЮКОВА
В данной статье предпринят обзор жизненного и научного пути профессора Московского университета, литературного и театрального критика Николая Ивановича Надеждина. Особое внимание обращается на его деятельность в Московском университете.
В исследовании используется культурно-исторический метод, который позволяет критически оценить творческий путь Н.И. Надеждина, в том числе его литературно- и художественно-критическое творчество.
Ключевые слова: Н.И. Надеждин, Императорский Московский университет, литературная критика, театральная критика, журнал «Вестник Европы», журнал «Телескоп», газета «Молва», М.Т. Каченовский, В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь.
ПРОФЕССОР МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Ф.И. БУСЛАЕВ: ЖИЗНЬ В НАУКЕ
М.Б. РАРЕНКО
Федор Иванович Булаев (1818 - 1897) - профессор Московского университета, человек необычайной стойкости, всю свою жизнь посвятивший служению науки и искусству.
Автор учебников по русской грамматике и "Исторических очерков русской народной словесности и искусства" (1861), Ф.И. Буслаев выступил последовательным представителем мифологической школы в российской науке. Его труды имели большое значение для развития сравнительно-исторического языкознания, что неоднократно отмечали языковеды в ХХ в.
Буслаев был человеком самых разносторонних интересов. Помимо филологии, он изучал древнерусскую иконопись, миниатюры лицевых рукописей, орнамент.
Будучи человеком широко образованным, обладающим энциклопедическими знаниями в области гуманитарных наук, Ф.И. Буслаев одним из первых осознал необходимость комплексного подхода к изучению народной культуры, что и наглядно демонстрировал в своих трудах, сочетавших в себе исследования фольклористики, лингвистики, этнографии, науки о славянских древностях, сравнительной мифологии, искусствознания.
Ключевые слова: Ф.И. Буслаев, лингвист, фольклорист, историк литературы и искусства, глава русской мифологической школы, сравнительно-историческое языкознание, народная культура, комплексный подход, российская итальянистика.
ИТАЛЬЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ В ОПЕРАХ М. И. ГЛИНКИ
А. А. ФИЛИППОВ
В статье исследуется творческое восприятие Глинкой достижений итальянской романтической оперы 1810-1830-х годов. Отмечено значение пребывания Глинки в Италии и восприятия опер Беллини и Доницетти в общении с авторами и исполнителями.
Большинство опер Россини, Беллини и Доницетти проанализированы, отмечены закономерности их драматургии и структуры. Самыми важными для Глинки оказались интродукции и финалы, а также традиционная форма (solita forma) сольных номеров. Подчеркнуто применение канона-кантабиле перед стреттой в финалах 1 действий. Показано использование итальянских принципов в сцене Вани из «Жизни за царя» и в трех ариях
«Руслана». Новые возможности Глинка нашел в использовании реминисценций.
Итальянские традиции стали для Глинки важной опорой, которая помогла композитору выстроить грандиозные здания двух своих новаторских опер.
Ключевые слова: оперы Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», итальянская романтическая опера, интродукция, финал, solita forma, кантабиле, кабалетта, стретта, реминисценция.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЕРЫ «БАЛЛАДА О КАНАЛЕ»
ЛИ ЦЗЯНЬФУ
Статья посвящена современной китайской национальной опере «Баллада о канале». Опера «Баллада о канале» признана во всём мире выдающимся музыкальным произведением китайской оперной музыки, вобравшем в себя как многовековое наследие традиционной китайской музыки, так и многочисленные достижения китайского оперного искусства 20-го века. Вместе с тем, при её создании было использовано много новых приёмов и элементов, почти не встречавшихся ранее в китайской опере. За основу сюжета авторами была взята древняя китайская легенда, действие которой разворачивается на корабле, плывущем по Великому каналу, много веков соединяющему несколько провинций Китая. Такой выбор позволил показать культуру, традиции и жизнь народа в древнем Китае и развить действие, состоящее из нескольких переплетающихся сюжетных линий, наполненных романтическими чувствами, яркими эмоциями и современной интерпретацией легенд, народных сказок и исторических фактов.
Ключевые слова: китайская национальная опера, современная опера, музыкальное искусство, «Баллада о канале», театральное искусство, сочетание традиций, народное искусство, китайская пентатоника, новаторство в музыке, «чайные напевы» Ханчжоу, барабан Цзинъюнь, народные трудовые песнопения
ОБРАЗЫ АМПЛУА ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ «ШЭН» И «ДАНЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ КОНЦА ХХ — НАЧАЛА XXI ВВ.
ВЭЙ ЦЗЕ
Китайская масляная живопись — это интерпретация китайской концепции
«настроения» в технике западного стиля, показывающая мировосприятие китайского народа изобразительными средствами западного искусства. При создании живописных произведений, интерпретирующих амплуа китайской традиционной оперы, художник стремится отразить внутренний мир персонажей и раскрыть драматическую красоту их образа. В статье, на примере творчества таких китайских художников, как Ли Хунбин, Цзян Инцзю, Лю Вэньцзинь, Дэн Минли, Линь Фэнмянь и Лю Менгди автор раскрывает разные подходы к изображению одних из главных амплуа пекинской оперы: мужских персонажей«шэн» и женских персонажей «дань». Несмотря на то, что в изображении художниками персонажей театральных постановок речь идет в первую очередь об изображении людей, китайские произведения отличаются от западных. Художник воссоздает идеальный образ драматического персонажа, а не конкретную личность. Этот образ призван демонстрировать заложенный в него каноничный характер, иметь утрированную внешность. В рамках исследования применяются такие научные методы, как формально-стилистический, иконографический анализы, систематизация. В результате исследования автором были выявлены как общие тенденции, так и индивидуальные особенности воплощения образов персонажей пекинской оперы в произведениях масляной живописи. Художники вдохновляются каноничными характерами и образами героев, но по-разному реализуют их в своих работах.
Ключевые слова: пекинская опера, амплуа пекинской оперы, масляная живопись, портретная живопись, цветовая семантика, художественный образ, иконография, грим в китайской опере, театральное искусство, изобразительное искусство.
СИМФОНИЧЕСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ СЮИТА «ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА» ДУ МИНСИНА КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ В КИТАЙСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА
ВАН ИТУН, Е.О.НАЗАРОВА
Статья посвящена жизни и творчеству великого китайского композитора ХХ в. Ду Минсина. Рассмотрена творческая деятельность Ду Минсина. Творческое наследие композитора Ду Минсина заняло достойное место в истории национальной музыкальной культуры. Оно свидетельствует о собственном, сформированном на китайской основе стиле, укорененный в национальный менталитет и сродненный с фольклором. Определена специфика музыки композитора и его стиль. Подчеркнуто, что в произведениях композитора наблюдаем использование классических основ композиторской техники европейской традиции. Указано, что именно симфонический тип мышления является естественным и определяющим в стилистических ориентирах композитора. Обозначены основные жанры, в которых работал композитор. Представлена характеристика симфонической вокальной сюиты «Великая китайская стена» как пример воплощения героико-патриотической эстетики. Отражая глубинное наполнение национальной традиции и ее актуального бытования, донесенные до слушателя благодаря симфоническим оркестрам произведения композитора становятся источником обогащения художественного пространства страны.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ТАТАРСКОГО НАРОДА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
А.К. ШАЯХМЕТОВА
Сохранение татарской самобытной культуры становится актуальной темой на сегодняшний день, этому способствовал ислам, канонам которого следовал на протяжении всей жизни татарский народ. К началу XXI века в Красноярском крае построены мечети, в некоторых из них существует школа, где изучают религиозные каноны ислама и чтение Корана. На территории края действуют 18 мечетей и 4 молельных дома, зарегистрированы 17 мусульманских организаций, в т.ч. Единое Духовное управление мусульман Красноярского края. Стоит сказать, что мусульманская община согласно переписи 1897 г. в Енисейской губернии составляла 0,8 % от всего населения, и это были именно пришлые татары из Казанской и Уфимской Губернии. Сегодня в Красноярском крае татары спокойно соседствуют с многонациональным населением. В регионе созданы национальные и религиозные объединения, направленные на позиционирование и сохранение татарской культуры. Основу семейно-бытовых отношений татар создают национальные традиции и мусульманские религиозные установки. Со временем они переплелись, татарская культура и мусульманские традиции стали единым самосознанием татарского народа. В данной статье рассматривается музыкальная культура татар Красноярского края в религиозной, фольклорной практике, представлено как они взаимодополняют друг друга, через какие музыкальные базовые компоненты и установки, в статье использованы уникальные архивные фото и документы.
Ключевые слова: Енисейская Сибирь, этнокультурная самобытность, духовно- нравственные ценности, традиционная музыкальная культура татарского народа, религиозная музыка, татарский песенный фольклор, песенные жанры, мусульманское богослужение, мечеть, музыкальные базовые структуры.
ЗРЕЛИЩНЫЕ ИСКУССТВА: ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КОД ВЕНЕЦИАНСКОГО КАРНАВАЛА
Д.А. ШЕВЛЯКОВА
В статье выявляется пространственный культурный код коллективного театрализованного праздника — венецианского карнавала. На основании анализа мероприятий карнавала, рассматриваемых как актуализация проксемических субкодов, выделяются три доминирующих пространственных измерения: водное (горизонтальное), небесное (вертикальное) и географическое с преобладающим восточным вектором. В небесном субкоде превалирует нисходящий вектор, подразделяющийся на три семиотические сферы: сакральную, ценностно-нормативную, институционально- историческую. Таким образом именно небесное пространство обладает особой потенцией генерировать пространственный код и является пространственной доминантой праздника.
Ключевые слова: зрелищные искусства, театрализованный праздник, венецианский карнавал, культурный код венецианского карнавала, культурная идентичность, пространственный код, знаковый ансамбль массового зрелища.
Key words: performing arts, theatrical festival, Venetian carnival, cultural code of the Venetian carnival, cultural identity, spatial code, iconic ensemble of mass spectacle.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ДАЛОГ МЕЖДУ В.Э. МЕЙЕРХОЛЬДОМ И МЭЙ ЛАНЬФАН: ВДОХНОВЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО
ВАН ЧЖУНСИН
В данной статье рассматривается вопрос о кросс-культурном обмене в области театрального искусства между Европой и Востоком в середине XX века на примере
драматического диалога между В.Э. Мейерхольдом и Мэй Ланьфаном. Автор анализирует влияние восточных театральных традиций на русский театр эпохи Серебряного века и освещает достигнутые В.Э. Мейерхольдом и Мэй Ланьфаном соглашения в области творчества на сцене.
Исследование опирается на сравнительный анализ проблем условности и символизации, биомеханики и «четырёх навыков и пяти методов», типологии ролей и
формирования художественного образа, предыгры и других приёмов театров, а также на методологии искусствоведческогоанализа стилей реализма, натурализма, условного театра и восточного символизма.
Автор приходит к выводу, что драматический диалог между В.Э. Мейерхольдом и Мэй Ланьфаном делается именно на межкультурном диалоге, взаимопроникновении и резонансе от соприкосновения ключевых идей восточных и западных театральных традиций.
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ ЯПОНСКОГО ТЕАТРА
В.А. НИЖЕЛЬСКОЙ
В статье рассматривается проблематика сценической реальности и актерского мастерства как основные факторы формирования театральной эстетики и создания условий для диалога культур. Новизна работы заключается в том, что дуализм сакральной и игровой природы театрального искусства рассматривается как основа культурного диалога традиционного и современного японского театра. В работе представлен анализ особенностей сценической реальности и технических приемов актерского мастерства.
Ключевые слова: современный театр, японский театр Кабуки, японский театр Но, сценография, актерское мастерство, пение, танец, постдраматический театр, хана-мити, хасигакари, ката, миэ, ритуальный театр, игровой театр, представление.
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КАК ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА
(НА ПРИМЕРЕ МЕБЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЮГО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА КИТАЯ)
Н.Н. ГАНЦЕВА, ЛУН ХУНЮЙ
Актуальность темы обусловлена отсутствием научных методик и оснований изучения традиционного искусства Китая в секторе понимания систематизации и реставрации искусства мебели, на материале наследия в Юго-Западном регионе Китая. Этот аспект обусловлен особой типологической спецификой времени, когда предметно-пространственная среда формировалась соприродными факторами и на ранних этапах истории деятельность мастера по формированию предметно-пространственной среды и непосредственно была предопределена во многом природными условиями как факторами материального оснащения в его ручных технологиях и, одновременно, представлениями о космическом универсуме.
Методология исследования обусловлена раскрытием функциональных законов формообразования связанных с присвоением готовых продуктов природы (охота, рыболовство, собирательство и т.п.). то есть с непосредственной зависимостью человека от сил природы. Однако и на этой ступени человек использовал орудия труда, изменяя форму того, что имеется в наличии, что соответствует ее связи с антропометрическими функциями и инструментарием технологического оснащения. Тем самым, связь с природой с самого начала несет на себе печать культурной деятельности, хотя и имеющей ограниченный характер прежде всего в типологическом отношении. Источниковым материалом исследования являются традиции народного искусства, искусства мебели бронзовой эпохи в Китае, в частности мебели времен Шан и Чжоу, также изучения стили мебели эпохи Хань и Цинь, а также новые стилевые направления времени Вэй и Цзинь, периода династии Тан, эпохи Сун и династий Мин и Цин.
БЛОКЧЕЙН КАК ТЕХНОЛОГИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ИСКУССТВА
Е. Ю. КОЛЧИН, И.Л. СИРОТИНА
Данная статья описывает трансформацию современной культуры под влиянием новых технологий. Цифровизация проникает абсолютно во все отрасли жизнедеятельности общества. В связи с этим авторы анализируют роль технологии блокчейн в процессе формирования современной культуры, рассматривая её использование в сфере искусства. Эта технология позволяет не только сохранять и распространять произведения традиционного искусства, но и инициирует рождение новых форм художественного творчества (криптоискусство, NFT-искусство), меняющих художественный ландшафт и наше восприятие искусства. В статье утверждается, что при огромном многообразии культур обмен культурными кодами между народами может быть доступным и непредвзятым и служить обогащению общего знания и опыта посредством технологии блокчейн. Она в состоянии сделать безопасной и прозрачной деятельность любых отраслей культуры, так как исключает посредника между участниками.
Ключевые слова: блокчейн, информационные предметы культуры, смарт-контракт, культурное наследие, криптоискусство, NFT, авторское право, децентрализация, прозрачность, безопасность, анонимность, криптокошелек.